Приграничное транспортное сообщение Чехия - Польша.
Запланировал поездку в Harrachov на спортивное мероприятие, по карте он практически рядом с Польшей. Поэтому решил вернуться к логистике и подкорректировать маршрут с заездом в ближайший крупный польский город - Wroclaw.
Как казалось на первый взгляд, не так-то просто это сделать. Google усердно показывает мне наличие дороги, как раз проходящей через Гаррахов, но помощник в транспортном сообщении в лице http://jizdnirady.idnes.cz/vlakyautobusymhdvse/spojeni/ не хотел давать мне ничего подобного. Он упорно подсовывал вариант оказаться в Jelenia Gora (Wroclaw) через Liberec, затем в Zittau (что на территории Германии), потом еще Görlitz, и только оттуда прямая дорога в Jelenia Gora или сразу в Wroclaw. Время меня не так пугает, но и оно из-за этого крюка доходит до 6-7 часов. Да еще использовать немецкое железнодорожное сообщение. При этом варианте ни у одного из 3 операторов этого "чудо-варианта" нельзя купить билет на сайте, поскольку он международный.
Как я понял по другим частным случаям. Зачастую, купив отдельно билеты до приграничных городов своих стран, можно сильно сэкономить, нежели покупать один международный билет. При этом их можно купить легко на сайтах еще из дома, а у многих операторов еще бывают скидочные билеты на разные направления, если покупать очень заранее. Что нельзя сказать о международном сообщении, билеты на сайтах зачастую и не купить, а в день отправления, когда только появится такая возможность, скидочных можно не ждать, как на DBahn, и цены уже совсем не те, хотя бывают и другие случаи с фиксированными ценами.
Интересно на практике. Что все таки выгодней по финансам, точнее большая ли разница набегает (про время не беру, ибо бывают пересадки, при которых, что раздельно, что по одному билету получается одинаковый маршрут):
- Купить международный билет из города А, в город В другой страны;
- Купить локальный билет из города А в приграничный город С этой страны, и международный билет из города С до города В другой страны; или наоборот, купить международный билет из города А в приграничный город Е другой страны, и локальный билет из города Е в город В;
- Купить два междугородних билета из города А в приграничный город С и из города Е в город В. И (если надо) один международный из города С в город Е.
Мне нравится вариант 3. При этом, если поезд проходящий, можно "случайно" проехать лишнюю остановку через границу? Расстояния часто там не большие, 5-7 минут между станциями, успевает ли контролер заприметить нарушителя, да и откуда он помнит у кого из пассажиров какой билет? Ну а также бывает, один город или слитые 2 города разных стран на границе, тут вообще нет проблем выйти, и пройти пешком на другую станцию, минуя международное сообщение.
В итоге я решил поискать что-то другое. И сайт чешских жд выдает мне вариант добраться из Гаррахова в Вроцлав вовсе через Pardubice, Klodzko. Правда время пути через центральную часть Чехии увеличивается еще больше, чуть ли не до 9-10 часов, в зависимости от пересадок. Но здесь вариант выглядит как-то более внушительно. Сначала долго по территории Чехии, а потом можно найти даже прямой из Пардубице в Вроцлав без пересадки в Клодзко. И пути по третей стране нету. Вариант такой выходит на 16 € в одну сторону. Уверен, купив билеты в день отравления по первому варианту, выйдет подешевле на пару евро, но в этом случае куда нужна эта экономия при 3 пересадках. Во втором варианте их не меньше, сначала в Танвальд, потом в Железни Брод, затем в Пардубице, да еще может и в Клодзко, но они то все в одной стране проходят. В итоге решил ориентироваться на второй вариант, как по цене, так и по возможности купить этот билет заранее на сайте чешских железных дорог.
Потом я через карту на сайте польских жд обнаружил железнодорожную станцию и пути до Гаррахова из городка Шклярска-Поремба. Но и тут не все так просто. Решил пойти "коротким" путем, и вбил в свой помощник как раз Гаррахов и Шклярску, о надо же! Он предложил мне проехать 25 минут на поезде на территорию Польши. Я сразу стал недоумевать, а почему тогда он мне по "длинному" пути предлагает не понятно что за крюки. Вбив в поиск этот город и Вроцлав, я ничего не нашел, потом уменьшил до Йелени-Гора, тоже ничего. Думаю, что за оказия - пути есть, станция есть, а сообщения нет. Посмотрел историю отправлений за 2012 год, понял, что ходят, но сейчас не сезон. В январе и феврале уже должны ходить оттуда в Вроцлав поезда. Хочу пробить все же этот вариант без всяких крюков. Но при этом я даже не могу сейчас узнать какая будет стоимость проезда от Шклярски до Вроцлава?
Также, относительно приграничного движения. Я обнаружил, что перевозчик не чешские жд, а какой-то GWTR http://www.gwtr.cz/, и у них маршруты движения из Корженова, именно, в этот приграничный городок Польши Шклярска-Поремба и обратно. Насколько я понял на их сайте, это не единственная граница, по которой они катают людей. При этом меня пугает и их расписание. Актуальное расписание только до 8 декабря 2012 года. И также тариф http://www.gwtr.cz/files/files/1349084739_K5W2Lm0h.pdf В таблице раздельно указаны польские и чешские города, а также снизу цена, вроде бы за само прохождение границы.
Часто ли можно встретить в Европе практику отдавать "частным" операторам перевозку пассажиров между пограничными городками? И как тогда узнать, что между "этими" городами что-то вообще курсирует не принадлежащее официальному перевозчику по стране? Это действительно загадка, если вы там не живете или не были лично, узнать даже через интернет что-то очень проблематично. Даже если кто-то сделает добрый поступок и сфотографирует расписание автобусов, то скинет он эту фотографию не понятно куда, где вы с трудом это найдете, если найдете вообще. Поэтому с такими локальными перемещениями всегда трудно в любой стране.
Обратно мне надо уже в Брно, здесь мне уже через Пардубице или Усти над Орлици не предлагают, а почти все варианты через Opole и потом приграничный Bohumin с кучей пересадок. Но ведь это уже совсем со стороны Кракова и Катовице, я сразу думаю, так может туда заехать, раз все равно мне обратно предлагают такой вариант. Тут то меня ждет разочарование. Если не брать в расчет EC дорогие поезда, то из Кракова вообще с трудом можно попасть в Богумин, откуда бы по внутреннему сообщению можно было отправиться куда угодно по Чехии. Много пересадок, увеличивается время до десятка часов. Пробовал выбирать внутренние поезда из Кракова в Chalupki, что рядом с Богумином. Но по совокупному времени это ничем не помогает, а можно лишь определить цену поездки до границы, которая дешевле, чем международный билет.
Тут то и встает все тот же вопрос цены и покупки. Как, все таки, узнавать цену на проезд одной остановки между приграничными городами? Из Халупки в Богумин ехать 5 минут(!) 5 км. Цены нигде нет. Понятно, что она небольшая, и в день отправления легко купить билет, но все же. Как выяснилось, если купить билет до приграничной станции на проходящий дальше поезд, то такой билет будет действителен до приграничного городка другой страны. Правда не знаю повсеместно так, или от случая к случаю.
Хотелось бы таки выяснить. Сколько между Чехией и Польшей существует мест приграничного транспортного сообщения? Чтобы можно было планировать перемещения основываясь на этих городах. Если с Запада на Восток идти:
- Zittau - Görlitz. Через Германию.
- Harrachov - Szklarska-Poreba. На пути Либерец - Еления Гора. Не круглогодичное движение.
- Lichkov - Miedzylesie. На пути Усти-над-Орлици/Пардубице - Клодзко.
- Bohumin - Chalupki. На пути Ополе/Катовице - Острава.
Казалось бы, покупка всего одного билета в самостоятельном путешествии. А как затягивает это интересное занятие и хочется досконально уже разобраться в этом вопросе.